Моршанское благочиние Мичуринской епархии - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

О молитвеннике города Моршанска Василии (Ильине)

 

 

Память 30 апреля (13 мая) — 1845

Жизнеописание

Почти у всех старых городов земли Русской есть свои заступники и молитвенники перед Господом Богом, покровители у Престола Всевышнего.

Земля Тамбовская не обделена Промыслом Божиим, и здесь есть свои святые, молитвенники и подвижники: в Тамбове — святитель Питирим, в Козлове (ныне Мичуринске) — юродивый Иоанн. И у Моршанска есть свой молитвенник, который возносит молитвы за всех нас. У кого не было отчаяния, болезни, неудачи в делах, душевной тревоги? Вот тогда надо идти на старое городское кладбище к могиле моршанского Блаженного Христа ради юродивого Василия да попросить от всего сердца заступника нашего перед Господом о помощи. Как любил он город свой и жителей его! Как он сам молился на этом месте у могилы покойного своего хозяина и друга! Редко кто уходил от склепа купцов Юсовых, где похоронен Василий, без помощи духовной и исцеления телесного.

...На севере Тамбовской равнины, занимающей центральную часть Окско-Донской низменности, где в Цну-реку впадает множество мелких рек и речушек — Большая и Малая Кашма, Маломоршевка, Казак, где с одной стороны лес, а с другой — плодородные земли с рощами и перелесками, исстари селились люди. Когда-то звалась земля эта “Диким полем”. Коренное население — мордва (мокша). Но со времён Рязанского княжества уходили в эту землю “холопы”. “...А из земли той беглым сыску не имать”, — есть такие строки в грамоте XVI века. После покорения свободолюбивого Новгорода Иоанном III в царствование Иоанна Грозного ссылались на окраинные рубежи “непокорные” бояре со своими домочадцами, челядью. Во времена Петра I отправлялись сюда на поселение “бунтарские стрельцы с жёнками”, бежали старообрядцы — бродяги-раскольники. Смелый, лихой народ осваивал эту землю, отражал набеги татар, защищал Русь от степных разбойников. Постепенно обустраивался край наш. Плодородные земли, полноводные реки, нетронутые леса притягивали к себе. Люди несли в сердцах своих стремление к вольной жизни, везли в поклажах своих дедовские родовые иконы. Всюду, где останавливались, первым делом строили землянки, а на самом красивом месте — церковь или часовню. Сильна была вера в Господа Бога, с верою жили, с верою и умирали. Строили на века, садились на землю прочно.

После Соборного уложения 1649 года, по замечанию известного исследователя коммерции М.Д. Чулкова, село Морша становится в ряд внутренних портов Государства Российского. Пересеклись в этом месте торговые пути, и село стало расти и расширяться. В конце XVIII века императрица Екатерина II подписывает Указ Сенату, который гласил следующее: “Всемилостивейше посылаем нашему Тамбовскому генерал-губернатору графу Воронцову по изданным от нас в 7 день ноября 1775 года учреждениям исполнить равномерно в Тамбовской губернии, составя сие наместничество из пятнадцати уездов, вследствие чего переименовать городами ведомства Главной дворцовой канцелярии сёла Кирсаново и Моршу... Екатерина, в Санкт-Петербурге сентября 16 дня 1779 года”.

Через Моршанск проходил большой поток грузов к цнинской пристани, откуда они водными и сухопутными путями направлялись в Москву и Санкт-Петербург, в Тулу и Саратов, в Казань и Воронеж, в Курск и Нижний Новгород, и даже в Таганрог и Царицын.

Но “не хлебом единым будет жив человек” ... Зарождалась духовная жизнь города. В моршанских церквах служило образованное духовенство, знавшее не только Священную историю и Писание, но изучавшее и собиравшее историю своего народа. Уже в первой половине XVII века диаконом Тимофеем Никольской церкви была составлена летопись села Морши, в которой он по воспоминаниям старожилов и по записям писцовых книг рассказал о принятии христианской веры коренным населением и о выдающихся священниках села. В писцовой книге 1670—1680 годов упоминается Никольская церковь  села Морши на берегу реки, а также церкви окрестных сёл, городская часовня и келия, в которой жил старец Никодим.

Тяжёлый труд на ниве духовного воспитания общества давал свои плоды, посеянное чистое зерно слова Божия стало колосом. Как от одной свечи зажигаются десятки, так и на земле Моршанска зажигались огнём неугасимой веры Христовой свечи и лампады человеческих душ.

Вот уже более 150 лет святостью и чудотворениями светится имя моршанского Христа ради юродивого Блаженного Василия (Василий Иванович Ильин).

Родился Василий в семье состоятельного мещанина — ремесленника Ивана Ильина в конце восемнадцатого века. Потерявшая с упразднением Петром I патриаршества свою самостоятельность, Русская Православная Церковь продолжала тем не менее бережно хранить идеалы Святой Руси, в которой забота о душе, помощь ближнему ставились выше мимолётных жизненных благ и достатка...

Рос Василий обычным мальчиком, отличала его порой недетская задумчивость и прилежание к молитве. Не было такого праздника, воскресного дня, чтобы Василий со всей семьёй не побывал в церкви. И часто по Великим праздникам с такими же подростками он обходил храмы города...

Шли годы, время неумолимо делало своё дело. Умерли родители Василия, и он остался наследником имущества. Возможно, заранее принял решение, а возможно, призыв Божий побудил Василия к отречению от состояния. Недвижимость и имущество были переданы родственникам, деньги и часть вещей розданы нищим и нуждающимся.

Привыкший к почитанию и уважению старших, Василий должен был выбирать жизненный путь. И, наверное, не случайно Промысел Божий приводит его в дом моршанского купца Афанасия Юсова, знакомого с семьёй Ильиных. Василий становится его дворовым человеком, а позднее — одним из ближайших слуг. Подчиняясь воле хозяина, с полным покорством и христианским смирением исполнял он все приказания.

Прошло немало лет. Всё было за это время — и трудности, и терпение. Движимый велением совести, Василий, получив жалование, шёл и раздавал деньги нищим, покупал еду и одежду странникам, с которыми подолгу беседовал. Семья Юсовых его не обижала и ни в чём не ущемляла — честный и покладистый, он стал для них как бы членом семьи. Неспроста Василий пошёл к ним: предвидел, что навечно прославится сей род при постройке и украшении Троицкого собора...

Душа Василия тянулась к людям, и то, что было предначертано Промыслом Божиим, исполнилось. Господь призвал Василия на подвиг юродства.

Юродство — один из высших духовных подвигов христианства: сокрытие за внешним безумием высоких духовных идеалов. Истинные блаженные узнаются по образу жизни, по необъяснимой словами чистоте и святости взора, проникающего в сердце, и в особенности по неподражаемой речи. Несказанно трудно дело избранников Божиих — юродивых Христа ради. Старец Серафим Саровский никого не благословлял на сей подвиг, памятуя о людской немощи. Но твёрд духом был наш земляк. Знал о своём московском духовном брате, тоже Василии. И моршанский Василий покидает гостеприимный и благочестивый купеческий дом.

Оказавшись на улице, Василий сразу же раздал все деньги, полученные от Юсовых, весь свой немудрёный скарб и отправился странствовать.

Совершали паломничество в те годы многие. Богатые в каретах, бедные — пешком. Нередко можно было встретить странников, носивших для смирения тела вериги, колодки или власяницу. “Тягощу тяготящего меня”, — говорил преподобный Серафим, таскавший кирпичи за спиной. Конечно, не все странствующие были настоящими подвижниками: из ста один избранный , по стопам самого Христа... Тысячи странноприимных домов были разбросаны по земле Русской. Кроме монастырей имели их города и даже некоторые сёла. Охотно принимали калик перехожих обычные люди, крестьяне, ибо считалось, что, покормив и дав им кров, участвуешь в Божьем деле сам.

Живя в пути подаянием, иногда подрабатывая трудом, Василий осилил своими босыми ногами тысячи вёрст. Будучи не раз искушаем врагом рода человеческого, творил непрестанную молитву Иисусову. Зимой снег таял под стопами подвижника... Так он прожил четыре года.

В начале странствования Василий был одет в грубую длинную светлую домотканую рубаху. Постепенно сложился характерный облик: запутанные волосы и большая борода, сильно поношенный подрясник (чей-то подарок), длинный суковатый посох. Голову он никогда не покрывал, верхнюю одёжу не носил, а на ногах, даже в лютые морозы, зачастую ничего не было. На шее висело два креста: один небольшой, нательный, и другой — на огромной, массивной цепи с Распятием. В руках самодельные чётки. В целом, Василий чем-то напоминал своим видом преподобного Серафима Саровского, каким тот предстаёт с иконы, изображающей его возле монастырской колокольни.

За время странствий Василий прошёл двенадцать губерний, посещая монастыри, скиты, пустыни и храмы, встречался с подвижниками Божиими и старцами. Останавливался в древнем казачьем монастыре Черниевом под Шацком, в сёлах Мамонтово и Никольское, Вышенском монастыре, доходил до Сарова. В эту пору совершал свои молитвенные подвиги преподобный Серафим Саровский. Вполне вероятно, Василий встречался с великим подвижником и тот духовно укрепил его.

Многие из почитателей считают, что тогда он принял монашеский постриг. Такое мнение, вероятно, появилось от ношения им подрясника, подаренного ему в пути, которым он заменил холщовую косоворотку. Даже если он и был пострижен, что возможно, об этом он никому не говорил. Во всяком случае, его монашеского имени не знал никто.

Из странствия Василий вернулся уже духовно опытным и мудрым юродивым. Не сразу в городе его признали. Поначалу даже гнали, дразнили, издевались над ним. Были и такие, что, посмеиваясь, ставили под сомнение его чудеса и предсказания. Но смиренный Василий по-христиански переносил все обиды.

Одна из основ подвига юродства — доносить простым смертным истины веры, обличать тиранов и предостерегать грешных. И Василий помогал добрым словом или верным советом всем, кто подходил к нему. Возложив на себя добровольное послушание, он с молитвой на устах всякому просящему носил воду, рубил дрова и делал многое другое.

Чаще всего его можно было встретить сидящим около Вознесенской часовни на Базарной (ныне Октябрьской) площади или прогуливающимся от неё к соседней Вознесенской (Покровской) церкви. Реже ходил Василий к большой Николо-Рождественской церкви, старому Софийскому собору...

И появился у него дар прозорливости. Дар, данный ему Господом за преданность вере и постоянную молитву.

Людей Василий видел просветлёнными очами насквозь. Он ведал многое наперёд и передавал открывшееся ему свыше: говорил о своей кончине, предсказывал людям их судьбы, знал о будущем Российской державы, о предстоящих гонениях на веру Христову, о людях, что примут за неё терновый венец. Предрекал со слезами на глазах. Когда закладывали Троицкий собор, кричал купцам: “Быстрее стройте, а то не успеете! Придёт время, когда многие храмы падут, погрязнут в скверне запустения, а этот останется. Не сможет его победить Антихрист, хотя и поругает очень...” Не все его понимали, трудно было тогда в это поверить.

Не терял он связи и с Юсовыми. Видел, как самозабвенно стараются они, украшая новый собор. Очень опечалила его тяжёлая болезнь купца Афанасия. Не достиг ещё к тому времени Василий совершенства в целительстве.

12 октября 1840 года скончался глава семьи, перед смертью завещав родственникам: “Слугу моего, как умрёт, похороните там же, где и меня. К нему люди ходить будут и меня помянут”.

Смерть бывшего хозяина и друга сильно подействовала на Василия. Он постиг бренность земного и Вечность Небесного: “Афанасий умер, деньги его на земле остались, а за собор, в коем немало трудов положил, будет ему от людей вечная память, а от Бога — Царствие Небесное”.

И повёл Василий самый жестокий, аскетический образ жизни, изнуряя себя постом и молитвою. Стал исцелять множество людей. Ещё при жизни толпами шли к Василию люди за исцелением, и он помогал всем, кому мог. Если ему приносили за помощь деньги, еду или вещи, он чаще отказывался или отдавал их нищим.

Не от всякого принимал он мелочь и булочки, никогда не брал у худых людей. Бывало, появится на базаре, а лоточники к нему гурьбой: “Вася, отведай бубликов! Вася, откушай калачиков! Вася, испей сбитня!” Денег никто никогда не требовал, да и не было их. Знали торговцы, что если у кого возьмёт он, то будет тому человеку удача в деле и молитвы Василия.

За святость жизни и Божию благодать народ стал называть его Блаженным.

Слава о добром, прозорливом старце вышла далеко за пределы Моршанска. Уже тогда многие понимали, что здесь, рядом с ними, в родном Отечестве, творится великое чудо — возжёгся новый, мощный светильник Господень, огненный столп от земли до неба, посланный Богом не для святых, а ради грешных .

Ежедневно люди приходили на Базарную площадь, чтобы встретиться с ним, услышать его предсказания, просить молитв за себя и болящих родных. Всякий обратившийся к Василию получал утешительное, наставительное, назидательное слово. В трудных ситуациях к нему подходили с просьбой подсказать выход. Было счастьем получить от него благословение. Иногда Блаженный любил поучительно рассказывать о своих путешествиях, о монастырях, старцах и святынях.

Встречая порочных людей, он сразу, невзирая на их общественное положение, говорил им всё напрямую и без обиняков. Видя какую-нибудь творящуюся у всех на глазах несправедливость, начинал кричать, ругаться, а иногда и швырять камни. Нечестивые и недостойные к нему старались не подходить, с опаской глядя на его посох. А народ всегда был за него горой: “Не тронь Блаженного, он не просто так делает!”

Непонятное, на первый взгляд, это буйство становится совершенно ясным, если вспомнить, что блаженные имеют уже на земле духовные очи, видящие явно ангелов и духов злобы.

Имел Василий и сильную власть над лукавым. Когда к нему подводили одержимых, то нечистые, засевшие в бренной человеческой оболочке, начинали кричать, стонать, плакать и, опаляемые лучами молитв юродивого, болезненно воя, исходили вон, не вынося его близкого присутствия. Люди же, в которых они жительствовали, нередко падали в обморок, бились в конвульсиях. Придя в себя, они благодарили подвижника за великое облегчение.

Одна женщина из села Мутасьево Моршанского района рассказала такую историю, услышанную ею от стариков:

Однажды Василий зашёл в пекарню, где месили хлеб, и, увидев пекарей и тестомесов, выполняющих свои обязанности без понимания важности дела, буквально изменился в лице.

— Хлеб — тело, сила и слава Христова, сказал Сам Спаситель, тот продукт, что особенно ненавистен и противен дьяволу, почему он всегда старается его осквернить. Без молитвы хлеб печь нельзя, бесы сидят вокруг котла и спустили свои хвосты в тесто.

И Василий, шепча молитву, стал проводить по краям замесочного котла.

— Ну вот, они убежали, теперь месите...”

Предчувствуя какую-то беду, Блаженный в непрестанной молитве трижды обошёл город, чтобы оградить его от неё, молясь в каждом храме. В те годы в наших местах вовсю свирепствовала холера. Моршанск же она как-то обошла стороной. Возможно, будучи прозорливым, Василий предвосхитил ставшие после его кончины ежегодными крестные ходы с чудотворной Вышенской иконой Божией Матери, перед которой Василий не раз молился, — в память избавления града в 1853 и 1854 годах от мора.

Время от времени Блаженный странствовал, совершал паломничества к святыням. Нередко его можно было встретить в деревнях и сёлах.

В расположенном в семи километрах от Моршанска селе Карели есть дом, в котором он ночевал и беседовал с людьми. Здесь, несмотря на разгул атеизма в недобрые времена, сохранилась церковь Крестовоздвижения — чудной красоты, построенная по молитвам его духовных детей. Её не тронули, а вокруг порушили и осквернили даже намного меньшие храмы. Это ли не заступничество подвижника?!

В селе Александровка Моршанского уезда Василия однажды приняла на ночлег бедная многодетная семья. Поздним вечером, сняв с себя верхнее рубище он встал на молитву, коей уделял много времени, а иногда и все ночи напролёт. Во время молитвы изба вдруг осветилась, перепугав поначалу хозяев неведомым сиянием, исходившим от молитвенника.

Особенно любил Блаженный детей, и они к нему, по-младенчески простому, бежали как к празднику. Нередко, увидев малышку из небогатой семьи, тут же на свою милостыню покупал калач или пряник и как благословение вручал дитяти. Глаза его при этом светились небесной радостью.

В последние годы жизни его часто можно было видеть у кладбищенской церкви Феодоровской иконы Богоматери, куда он почти ежедневно ходил на могилу Афанасия Юсова и его сына Спиридона. Здесь же нередко и врачевал.

Как и все блаженные, ушедшие в жизнь созерцательную, Василий часто говорил иносказательно — притчами и полузагадками. На языке понятном обитателям небесным — и не всегда и не всем земным, позабывшим в мирской суете заповеди Господни. В сущности, для понимания большей половины из них требовалась лишь крепкая вера в Бога, доброе сердце и умение слушать голос своей души.

Так же иносказательно он предсказал свою кончину. Однажды, придя в людскую богадельню Юсова, он стал сообщать всем, что завтра в Моршанске будет ярмарка. Люди не верили и смеялись, так как никогда в это время ярмарки не было. Тем более как она случится завтра? Когда он и куда ушёл, никто не видел. А утром, когда отомкнули двор юсовского магазина, обнаружили его уже мёртвым, лежавшим на рогожке. Как он проник в закрытый на замок двор, никто не знал.

Некоторые старожилы рассказывают и другую, несколько отличающуюся историю о его кончине.

Накануне смерти Василий встретил купца Андрея Юсова, младшего сына своего бывшего хозяина, и друга Афанасия Гавриловича и сказал, что завтра в Моршанске будет ярмарка. На следующий день купец пришёл на рынок, отпер свою лавку, а там на рогожке лежит мёртвый Василий. Народу собралось превеликое множество...

Скончался Блаженный Василий 30 апреля (по новому стилю 13 мая) 1845 года в день святителя Никиты Новгородского во время управления епархией епископа Тамбовского и Шацкого Николая (Доброхотова). Очень опечалило это христиан Моршанска.

Отпевали Христа ради юродивого Василия в Феодоровской церкви городского купеческого кладбища, а похоронили, как завещал Афанасий, в ограде семейного склепа Юсовых. Народу же собралось так много, что сравнительно небольшой храм не вместил всех. На похоронах были не только почитатели его из города и окрестных сёл, но и из дальних мест. Те, кого он исцелил и не дал пасть духом в трудные минуты. Люди осознавали, что умер не просто человек, а духовный отец, молитвенник всего града.

Почитание

есно общался Василий со многими верующими, был для них духовным наставником и отцом. Именно они особенно переживали его кончину. Прежде всего, это были Юсовы.

Известно также, что он очень любил ходить для душеспасительных бесед на Солдатскую улицу (ныне Красноармейская) к трём благочестивым девицам сёстрам. Ольга — имя одной.

езадолго до смерти, предчувствуя кончину, он оставляет на духовное попечение и окормление одной подвижнице — матери Анне двенадцать девушек. Среди них была Татьяна. Эти две матушки долго жили вместе на окраине города Моршанска.

В начале XX века в пригородном селе Карели начали строительство нового, просторного каменного храма на Вострянке — в честь Воздвижения Креста Господня. Инициатором строительства был Яков Петрович Тананаев. Даже в первые годы советской власти про Якова Петровича никто ничего плохого сказать не мог. Жил он неподалёку от местного прихода, имел у дома лавку. По воспоминаниям старожилов, “Яков был благородный — и для людей хороший, и для Бога”. Основным родом занятий Тананаева была продажа леса. Давала средний доход и лавка, торгующая всякой всячиной. Ещё в конце XIX века он построил за свой счёт для села двухклассную деревянную школу, где поначалу учителя получали жалование из его средств. В лавке же нередко в большие церковные праздники малоимущим без денег выдавались продукты. Ни один нищий, подошедший к его дому, не уходил ненакормленным и без милостыни. Яков Петрович, будучи преданным Церкви Православной и заветам Христовым, делал это просто и без всякого сожаления.

Под стать ему была и его супруга, дворянка по рождению, Пелагея Андреевна. Вместе с мужем они старались в духе Православия и старых традиций воспитывать своих детей — дочь Татьяну и сыновей Василия, Ивана и Николая.

Самые глубокие старики до сих пор помнят маму Якова Петровича — Акилину, очень верующую и добрую старушку. Частенько она приносила в церковь гостинцы, которые сначала раздавала певчим, а затем другим мирянам.

На праздник Феодора Тирона в Великий Пост вся семья Тананаевых приходила в храм с огромным блюдом колива (варёный рис с изюмом) и угощала всех желающих.

Вот такой добрый, уважаемый всеми жителями человек и взял на себя с благословения сельского священника отца Стефана (Кирилловского) труды по строительству храмов, из которых у него душа более лежала к тому, что на старом месте, на Вострянке.

Здесь в 1901 году сгорел Воскресенский храм. Вместо него решили в разросшемся селе построить два новых — каменных.

Поначалу, первые месяцы после освящения временного молитвенного здания, дела не клеились: не было денег (а затраты предполагались солидные), не везло с архитектором. Яков Петрович вызвал архитектора из самой Москвы-матушки. Но тот почему-то не взялся за эту работу.

По поводу даже малой неудачи Яков Петрович переживал, как ребёнок. Вот тогда кто-то и подсказал ему сходить к старицам, попросить молитв и совета.

Да и к кому же обращаться, как не к духовным наследницам Василия Блаженного — умудрённым годами и молитвами благочестивым матушкам! В то время человек, осуществлявший какое-нибудь важное богоугодное дело, не считал зазорным, несмотря даже на незаурядный ум, советоваться со старцами — людьми, имеющими духовный опыт. Народ ещё хорошо знал Евангелие и помнил сказанные в нём и не опровергнутые почти две тысячи лет истины, вся гениальность которых основывается на бескорыстной вере в Иисуса Христа. По ним жил и живёт весь Православный мир.

...Вскоре Тананаевы становятся частыми гостями в скромном домике матушек. Да и сами старицы неоднократно посещают село, место пожара, а затем и стройку. Крестьяне любили мать Таню, называли её “мамуней” за доброту; она была прозорлива, могла предвидеть будущее. Сильной в молитве была и мать Анна (Анна Михайловна).

И вот чудо: молитвами матушек без разорения и лишних затрат для крестьян всё стало налаживаться.

Я.П. Тананаев за помощь молитвами и советом в построении храма обещал погрести стариц у алтаря Крестовоздвиженской церкви, причём взять все расходы на себя. Первой умерла матушка Таня, при священнике отце Владимире (Чиликине, служил с 1908 по 1914 год). Но так как работы в то время были в самом разгаре, то её похоронили на каком-то другом кладбище. Общения с матушкой Анной Яков не оставляет до самой её смерти, советуется с ней, помогает. Когда же через некоторое время она опочила, строительные работы уже закончились — и Анну Михайловну предали земле за алтарём. С разрешения духовных властей сюда же старанием Тананаева переносят прах матери Тани. Так и лежат они рядом с храмом, вознёсшимся ввысь благодаря их попечению. По соседству с ними покоится прах отца Виссариона — прозорливого батюшки.

очитатели установили на могиле Блаженного скромный памятник-надгробие из серого мрамора. Оплачивали расходы “всем миром”, так как каждый хотел явить свою любовь и уважение. На памятнике выбиты пророческие слова незамысловатого стихотворения, отражающего суть благоговейного отношения к великому подвижнику:

— Восстань, любезный! Ты наш общий друг.

Восстань и утеши печали наших душ!

— Восстану я тогда, когда настанет День —

День Страшного Суда.

Почитание памяти и могилы юродивого Христа ради Василия (Ильина) сложилось сразу же после его кончины. К нему приходили не только его осиротевшие духовные чада, но и те, кого он когда-либо утешил, излечил, кому помог добрым советом. Особенно много людей собиралось в день тезоименитства Василия — 1 января (14 по новому стилю), в праздник Обрезания Господня.

Постепенно верующие стали замечать, что та молитвенная Божия благодать, коей обладал юродивый при жизни, пребывает и на месте его упокоения, врачуя недуги, укрепляя и исцеляя человеческие души.

Спустя полсотни лет после преставления Василия многие уже почитали его как святого. На Пасху каждый христианин обходил все городские и слободские храмы (обычай, существовавший до 1917 года) и считал своим долгом зайти и похристосоваться с Блаженным... После революции на кладбище не осталось практически ни одного целого памятника, не говоря уже о склепах с оградами: десятками их стёрли с лица земли, надгробия разбивали, постаментами из мрамора засыпали плотину, прорвавшуюся у суконной фабрики во время разлива реки, а металл использовали в народном хозяйстве. Склеп Юсовых и могилку Василия миновал этот жернов. Не тронули атеисты... А православный люд и в период религиозных гонений не забыл сие место — продолжал ходить сюда и в войну, и после неё. Всегда у Блаженного Василия можно увидеть оставленные здесь конфеты, мелочь, церковные свечи. На Рождество непременно стоит небольшая убранная ёлочка.

На святом месте, буквально в десяти метрах от которого располагалась колокольня, а чуть далее — четырёхпрестольный алтарь кладбищенского храма, совершались невероятные исцеления. Люди, приходящие сюда, верят в молитвенную помощь и заступничество Василия Моршанского, в его покровительство городу.

Велико поклонение его памяти... Могилы моршанских богачей, ставивших мирские блага выше духовного, давно забыты даже родственниками и потомками. А к нему, как и при жизни, тянутся совершенно разные люди, к праздникам подновляют памятник, зажигают лампадку, свечи. Здесь всегда лежат спички, небольшой пучок свечей и масло для лампадки в бутылочке. По глубокому убеждению верующих, если бы не печальные события 1917 года — быть ему прославленным нашим тамбовским святым, святым той земли, за которую он молился и которую обошёл своими стопами.

Память православных хранит примеры его явлений, помощи людям. К сожалению, нет возможности без сомнения воспроизвести немалое количество давних из них, так как, по понятным причинам, они не записывались и о них нигде не упоминалось.

В тридцатые-пятидесятые годы на могилку Блаженного приезжали ночью из Рязани, Пензы, Москвы. Тогда ещё жили в доме кладбищенские сторожа — и странники-пилигримы просили их присмотреть за транспортом или подводой, а сами до рассвета были на могиле, молились.

есколько лет назад произошло знаменательное событие. Лето стояло засушливое, земля от зноя исстрадалась, гибли на корню растения, деревья стали хиреть, сохнуть и сбрасывать плоды и листву. Год обещал быть неурожайным. Дожди обходили наш край стороной. Помня о заступничестве Василия за Моршанск, прихожане попросили отслужить на его могиле молебен о ниспослании на землю дождя.

Около полудня на городское кладбище потянулись верующие люди. Собралось человек двести. Молебен служил иерей Владимир (ныне иеромонах Иоанн). Люди с трепетом просили у Господа помощи. Наверняка просил её и незримо находившийся с ними Василий. И свершилось чудо: ещё не прозвучали последние слова, как с неба упали первые капли дождя.

Одна из прихожанок, очевидец, рассказывала, что, когда люди вышли за ворота кладбища, полил дождь и земля как бы окуталась паром. Длилось это два часа. Затем тихо и споро он продолжался весь вечер и ночь, а закончился в 9 часов утра следующего дня. Установилась лёгкая прохлада, зелень вновь ожила, а вместе с ней повеселели и люди, многие из которых даже не знали, отчего всё это.

Молебны о дожде служились на могиле Василия Блаженного неоднократно. Последний был совершён в 1996 году иереем Владимиром (Андреевым) — настоятелем Свято-Троицкого собора. И всегда Господь по молитвам верующих давал с небес Благодать в виде дождя.

Исцеления 

емля с могилы Василия имеет целительные свойства. Говорят, что первые излечения начались сразу после погребения Блаженного. Да и он сам всем со скорбями душевными и болями телесными завещал приходить к нему. До сих пор его святость побеждает нечистую силу. Нередко в ограде отчитывают бесноватых, после чего они чувствуют облегчение.

ного лет за могилкой ухаживала Наталья Николаевна Земцова — для людей просто “монашка Наташа”, уроженка Земетчинского района (ныне Пензенская область).

В молодости эта очень верующая матушка мечтала стать монахиней, была готова пострадать за веру. И приняла крест свой. Её оклеветали. Будто она залезала на стол и кричала: “Хочу убить Сталина”. Донос состряпала подружка. Наталья ничего не отрицала. Осудили по статье 58 на 10 лет. Отсидела в лагерях шесть...

После заключения жила у городского кладбища и лишь редкий день не посещала могилку Василия. Она свидетельствует, что очень многие приходили к Блаженному. Оставленные на памятнике деньги тётя Наташа относила в действующую Никольскую церковь в бывшей слободе Базево и заказывала поминание Василия.

Наталья Николаевна общалась со слепенькой девушкой, которая не отходила от могилки и много говорила о Блаженном. Немало знала и она сама, но сейчас она почти всё забыла — ей 99 лет. Матушка имеет великую веру в чудотворность могилы Блаженного, и не только по посторонним наблюдениям.

Как-то поздней осенью она, стоя на коленях, засыпала завалинку дома землёй и простудила ноги. Колени сильно распухли, боль была невыносимой. Рано утром тётя Наташа ползком добралась до могилки Василия Блаженного — молилась и просила помощи. Неожиданно почувствовала сильное облегчение. Отсюда пошла не ощущая боли.

оршанец Василий Иванович Даднычкин, 1914 года рождения, знает от матери такую историю.

Будучи младенцем, он сильно болел и плакал. Монахини, по-видимому из Моршанского Казанского Прошина монастыря, посоветовали маме отнести малыша на могилку к юродивому Василию. Помолившись там, мать повесила распашонку на ограду, окропила младенца святой водой и посыпала землицей на животик. И болезнь ушла. С тех пор прошло 83 года. Василий Иванович неуклонно исполняет наказ матери: ходит в церковь и на это святое место.

дин моршанский врач, раб Божий Борис, в грудном возрасте очень сильно заболел. Родители жили в то время на юге страны. Бабушка мальчика выслала им посылкой из Моршанска землю с могилы Василия. После лечения ею, а отнюдь не лекарствами, выздоровление наступило очень быстро. Борис отлично чувствует себя и сейчас.

пятидесятых годах в селе Большое Гагарино жил служивший ранее в Никольской церкви села Алкужинские Борки и в Крестовоздвиженской церкви села Карели священник отец Иоанн (Кринов Иван Алексеевич, был репрессирован в 1934 году). Старожилы до сих пор вспоминают о нём как о добром пастыре... Шли тяжёлые послевоенные годы. В одной семье болела девочка. Местные врачи не могли поставить ей точный диагноз. Тогда бабушка отроковицы обратилась за советом и помощью к батюшке, который благословил её съездить в Моршанск, взять на могиле Василия Блаженного земли, развести в воде и искупать ребёнка. Когда всё было исполнено, девочка на глазах стала поправляться и выздоровела. Она выросла, уехала учиться, вышла замуж; далее жизненный путь её неизвестен. Очевидица этого чуда проживала в селе Большое Гагарино до 1953 года, сейчас находится в Моршанске. После исцеления односельчанки она стала посылать болящих людей на могилку, напутствуя их Евангельскими словами: “По вере вашей будет дано вам” .

амять верующих и почитателей Василия Блаженного хранит и такой, казалось бы невероятный и совершенно необъяснимый с точки зрения науки, случай.

У одной женщины была трёхлетняя практически слепая дочь, которая реагировала лишь на свет. Мать обошла и объехала с малышкой множество врачей, была даже у профессоров. Ничего не помогало. Тогда кто-то посоветовал ей пойти на могилку Блаженного за помощью. Она пришла, помолилась, взяла землю, размешала её в воде и купала младенца три зари с молитвой: “Блаженный Василий, исцели мою дочь”. К великому удивлению всех, девочка выздоровела. Женщина в благодарность повесила на оградку чепчик и рубашку её. Теперь дочь уже взрослая, вышла замуж и, помня свой выход из страшного мрака слепоты, время от времени заходит на могилку Блаженного и молится со слезами благодарности.

росфорня моршанского Свято-Троицкого собора раба Божия Раиса рассказала о произошедшем с ней:

Об исцелениях, идущих с могилки Блаженного, знала давно. Знала также о нём самом, о его жизненном подвиге. Особенно, как мне говорили, он хорошо помогает исцеляться детям. Если мне нездоровится, иду туда. Недавно очень сильно заболела — думала, что воспаление лёгких. После службы в Никольском храме поехала на кладбище и попросила Василия о помощи, исцелении. Скоро мне стало намного легче. В благодарность я отслужила ему панихиду в Троицком соборе. Вообще же, он помогает и в душевных скорбях, слышит их, даёт людям утешение.

Около 10 лет назад на Пасху зашла я к Блаженному. Народ шёл к нему ключом. И вот в оградку входит пожилая женщина, а с ней — молодая, с мужем и ребёнком. Они принесли пасхальные яички. Пожилая женщина рассказала о дочке, которая с ней пришла: она была слепая — и они ходили к Блаженному и просили об исцелении. В три года девочка прозрела у его могилы, и они каждый год всем семейством ходят сюда. Это ещё больше укрепило мою веру в его силу и заступничество”.

дин подросток заболел и начал сильно худеть. После того как он с бабушкой пришёл на могилку и взял землицы для лечения, быстро поправился. Сейчас — здоровый и крепкий мужчина.

звестны и исцеления людей увечных.

В бывшем пригороде Моршанска слободе Барашево проживает одна молодая женщина. В отрочестве у неё были больные, даже уродливые ноги. Она исцелилась молитвами к Василию, верой в его силу и землицей с его могилки. Сейчас нет её прежнего порока. Она замужем и имеет детей. О больных ногах давно забыто.

осьмидесятилетняя жительница Моршанска Анастасия Яковлевна Мирошкина на себе испытала чудотворную силу, исходящую от могилки Василия Блаженного. У неё был необычный недуг: восемь месяцев её мучила бессонница. Различные средства не помогали, болезнь не отступала. Так продолжалось до тех пор, пока Анастасия, по совету добрых людей, не стала ходить на могилку к Василию. После нескольких посещений с молитвой изнуряющий недуг оставил её.

Сын Анастасии Яковлевны — Николай Владимирович, будучи ребёнком трёх лет, тяжело заболел. Однажды малыш играл на улице. Вдруг большая соседская собака подбежала сзади и рыча бросилась на него. Ребёнок смертельно перепугался и с этого момента стал заикаться. Многократные хождения к врачам были безрезультатны — они лишь разводили руками, а через некоторое время открыто советовали идти к бабушкам, занимающимся отчиткой.

Одна знакомая верующая женщина направила опечаленную мать на могилку Василия Блаженного, чтобы она попросила его о помощи. Анастасия Яковлевна посещала с сыном ограду, и Коля пошёл на поправку, а в течение года окончательно выздоровел.

довина Евгения Ивановна в возрасте трёх месяцев находилась при смерти, врачи считали её обречённой. Родителям посоветовали обратиться за помощью к Василию Моршанскому. Отец и мать пришли с ней на могилу. Последнее средство было испробовано. Принесли малышку домой. Она спала трое суток, после чего вылечилась. В настоящее время Евгения Ивановна на пенсии, правильность строк подтвердил её отец, находившийся в 1997 году в добром здравии.

дна женщина рассказала свою историю.

— Я тяжело страдала бронхиальной астмой. В 1992 году приступы удушья временами доходили до того, что не хотелось жить. Ездила по разным врачам, бывала у профессоров, но ничего не помогало. Лекарств выпила море, но здоровье по-прежнему уходило. Должна была наступить логическая развязка. Но Господь свёл меня с рабой Божьей Еленой — дивной старицей праведной жизни, лечащей людей своими молитвами. Состояние моё быстро улучшилось, а мучившая несколько лет болезнь стала отступать, и я поняла, какая это сила — праведная молитва ко Господу... Но дьяволу никогда не нравится, когда люди выходят из тьмы и неверия. Пришло искушение и ко мне. Страна тогда ложно увлеклась “магией”, “целительством” и прочими противными христианской вере учениями. Однажды я узнала, что у нас в городе лечат иглоукалыванием по китайской методике. Я пошла к “целителям”. Баба Лена запрещала мне это делать, но я решилась ослушаться, а ей ничего не сказать. На одном из сеансов мне предложили сделать “прожигание” — чтобы открыть так называемые “точки лёгких” и “точки здоровья”. На голую кожу накладываются горки сухой полыни и поджигаются. Медленно горя, они истлевают вместе с кожей, затем корки сдираются, и язвы уже никогда не должны зажить: из них якобы будет выделяться “прозрачная как слеза” жидкость — лимфа. Так у меня образовались четыре язвы размером с трёхкопеечную монету — две на руках ниже запястий и две на ногах под коленями. Только вместо лимфы из них стал течь самый обычный желтоватый гной в большом количестве. Раны не заживали, а руки страшно болели. Врачи рекомендовали немалое количество мазей, ванночки, компрессы, но тщетно. Появившаяся было кожа лопалась, и вновь тёк гной. И так по нескольку раз в сутки — и днём и ночью. Мне предложили зашить язвы. Когда я всё рассказала бабе Лене, то она хотела меня прогнать, но, сжалившись, посоветовала сходить на могилку Блаженного, перекреститься, взять горстку земли и втереть её прямо в “кровь”. От этой мысли я вовсе пришла в ужас, думая о заражении крови. Тем не менее, уже порядочно намучившись, ослушаться не посмела и пошла на старое кладбище. На дворе был июль. Здесь я сделала всё так, как было сказано: прося помощи Василия, расковыряла язвы и смешала землю с кровью и гноем (не скрою, испытывала при этом чувство страха, брезгливости и неверия). К моему великому удивлению, боль сразу отступила, и уже к вечеру раны затянулись неким подобием кожи. Гной ни разу больше не тёк, и в течение недели всё прошло. С тех пор я уверовала в целительную благодать, исходящую от могилы Василия Блаженного.

Зажигать сердца людей

пособность зажигать верой сердца людей, воспламеняя, казалось бы, уже засохшие души, — ещё одно неведомым образом исходящее от могилы. Смиренный юродивый и сегодня, как 150 лет назад, есть та капля, что освящает море, та искра, что возжигает пламя. Время от времени происходит это по-разному: то исцелением, то явлением во сне или наяву. Люди, ещё вчера очень далёкие от веры, становятся вдруг его почитателями.

Вот как произошло сие с моршанкой Надеждой, внёсшей свою лепту в сбор этого материала.

— Всё началось со сна. Сон вторгся в мою жизнь, заставил думать и размышлять. Я понимала, что за этим сном что-то последует. О могиле Василия Блаженного я знала с детства лишь то, что там находятся вещи с больных людей и их руками трогать нельзя. Мы с подружкой ходили в школу через кладбище и к этой могилке подходить побаивались. Когда я закончила школу и институт, то стала задумываться над тем, почему к Василию Блаженному всё время ходят люди, на Пасху несут яйца, на все праздники приносят цветы. Я решила тоже сходить к нему. Идём к своим бабушкам и дедушкам — и к Василию заходим... Во сне мне приснилось, что Василий лежит не в гробу, а на столе в белой долгой рубашке. Волосы у него длинные. В ограду входили женщины и целовали мёртвого в лоб, я тоже вошла и потихоньку вслед за ними стала приближаться к столу. Когда подошла моя очередь, Василий поднялся, будто мёртвым и не был, начал со мной говорить, вернее, страстно и убедительно просить меня о чём-то. Голоса я не слышала, слов не поняла. Видела, как двигались мускулы на лице, как на лбу собирались глубокие морщины. Был он нестарым, худым. Лицо со впалыми щеками, узкое, нос прямой, волосы тёмно-русые, на прямой пробор, глаза светлые, лоб открытый. Его облик поразил меня. Люди такого типа обычно очень преданы одному делу, служат ему всю жизнь, невзирая ни на что. Я поняла, что лишь я могу помочь ему. И мне очень захотелось это сделать.

Свои чувства, а также краткое житие Василия Блаженного Надежда переложила в стихотворную форму.

 

Блаженного дразнили пацаны,

А он на злых людей не обижался.

И не единый помысел худой

В его святом уме не задержался.

Зимой и летом обуви не знал,

Спал под открытым небом на рогоже.

Наследство, заработки — всё раздал,

Себя же отдал воле Божьей.

Кому-то поутру рубил дрова,

Кому-то воду помогал доставить.

Ещё при жизни шла о нём молва,

Что может он и от беды избавить.

За ним бежал пирожник с пирогом.

Моршанские купцы его просили:

— Не помни зла да помяни постом.

И да услышит Бог тебя, Василий!

Ходил по сёлам, кланялся церквам.

Как странник, ночевал в крестьянских избах.

И, словно светом, словом озарял,

Наполненным пророческого смысла.

Он говорил о наших временах.

Он двести лет назад за нас молился,

Чтоб поселившийся в России враг

У нас в душе не поселился.

Но, немощные телом и душой,

Идём мы к покосившейся ограде,

Чтоб попросить лишь о любви большой

Юродивого Христа ради.

И, может быть, от вечной той любви

Иль от чьего-то тёплого моленья

И в этом скромном уголке земли

Господь дарует людям исцеленье.

Естественно, такое почитание людей, хоть и не знающих в полной мере всей святости жизни подвижника, не могло оставить в покое дьявола. Враг рода человеческого, не сумевший победить постника и молитвенника при жизни, не раз пытался осквернить его мощи. И если коммунисты, без раздумья разрушившие все храмы города, кроме лишь Свято-Троицкого собора, открыто могилку тронуть не посмели, то это не раз пытались сделать другие пособники сатаны. Подогреваемые чёрной завистью и ненавистью к нему, они распускали слухи о якобы находящихся в юсовском склепе огромных сокровищах. Посему нечестивые не раз разрывали вход в склеп, обкрадывали мёртвых, ломали всё внутри. Правда, по преданию, Василий похоронен не в самом склепе, а рядом, в земле. “Не поднимайте меня наверх”, — просил он.

Жила в Моршанске прозорливая схимонахиня Херувима (похоронена недалеко от Василия). Однажды ей открылось, что надо идти на кладбище к Блаженному, а зачем — не знала. Она пришла и увидела отодвинутую гранитную плиту, закрывавшую вход в склеп. В это время на кладбище были богомольцы, но вернуть плиту на место общими усилиями не смогли. Вдруг к ним совершенно неожиданно подошла ещё одна матушка и попросила попробовать всё сначала. Неожиданно тяжёлая плита поддалась. Когда плита была уже на месте, все стали рассматривать незнакомую женщину и спросили, где она живёт. Та ответила, что её дом под церковью, что находилась ранее напротив могилы Василия, но в тридцатые годы была разрушена врагами Православия. Неожиданно матушка исчезла, и все собравшиеся поняли, что это Божья Матерь не оставила их без Своей милости.

сегодня верующие посещают могилу Василия Блаженного. Жизнеописание и примеры исцеления воспоминаниями прихожан передаются из поколения в поколение.

На этих страницах мы старались показать величие Православия и благоговейное отношение к избранникам Божиим — к тем делателям добрым, которые с молитвой сеяли веру Христову. Мы же, нынешнее поколение, стараемся собирать возросшие на благодатной ниве стройные колосья и просим у Господа Бога, чтобы Он послал утешение в скорбях, болезнях и во всех искушениях по молитвам своего угодника — Христа ради юродивого Василия Моршанского.


 


Назад к списку