Преподобный Амвросий Оптинский
Будущий старец Амвросий родился 23-го ноября 1812 года, в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии, от пономаря Михаила Феодоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Новорожденного назвали во св. крещении Александром, в честь Благоверного Великого князя Александра Невского, память которого отмечалась в самый день рождения младенца.
В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. Он предан был детским забавам, так сказать, всем своим существом. Ими постоянно наполнялось его живое датское воображение, и потому в доме ему не сиделось. Поручала ему иногда мать покачать колыбель одного из младших детей своих. Мальчик обыкновенно садился за скучную для него работу, но лишь до тех пор, пока мать, занятая домашними делами, не упускала его из виду….
В июле 1830 года Александр Гренков, как один из лучших учеников, назначен был к поступлению в Тамбовскую духовную семинарию. В семинарии, как и в училище, благодаря своим богатым способностям, он учился очень хорошо. Наука давалась ему легко. Его товарищ по семинарии рассказывал: «тут бывало на последние копейки купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки; он-же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать, — точно как по писанному, лучше всех». Имея отсюда в своем распоряжении много свободного времени, и обладая от природы веселым и живым нравом, он и в семинарии склонен был к увеселениям. Любимым развлечением Александра Михайловича было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться; так что он всегда был, так сказать, душой веселого общества. Ему никогда и в голову не приходила мысль о монастыре.
Старец Амвросий рассказывал впоследствии: «Но вот раз я сделался сильно болен. Надежды на выздоровлениe было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: "прощай, Божий свет!" И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь»…
Александр выздоровел и в 1839 году поступил в Оптину пустынь – монастырь в Калужской губернии. В то время Оптина пустынь являла собой удивительное чудо, равного которому, возможно, не было за всю историю православия: череда настоятелей и духовников обители являла миру непрерывную последовательность святых чудотворцев. Первым святым духовником был Лев, за ним – Макарий, который и стал духовником Александра.
В 1842 году, 29 ноября Алесандр принял монашеский постриг в мантию, и наречен Амвросием, во имя св. Амвросия Епископа Медиоланскаго. Ему было 30 лет.
Иеромонаху Амвросию было всего только около 34 лет, когда он уже получил послушание помогать Старцу Макарию в духовничестве. Это значит, что, несмотря на столь молодые годы, игумен Моисей и духовник Макарий прочили его в старцы. Но Промыслу Божию угодно было вступающего в эту великую обязанность молодого иеромонаха предварительно подвергнуть жестокой и продолжительной болезни, чтобы он очистился, как золото в горне.
Болезнь его все более и более усиливалась. Лечение не помогало. И потому он вынужден был в декабре 1847 года дать подписку в том, что желает быть оставленным в обители за штатом, то есть не может нести послушаний священника: «давняя моя болезнь: расстройство желудка и всей внутренности и расслабление нервов, — будучи усилена припадками закрытого геморроя, с осени 1846 года, довела тело мое до крайнего изнеможения, от коего и медицинские пособия, в продолжение года употребляемые, меня восставить не могли, и не подают никакой надежды к излечению. Почему я как ныне, так и впредь, исправлять чередного служения, и никаких монастырских должностей нести не могу».
Несмотря на это, он не только никогда не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного совершенствования. Он никогда не желал себе совершенного выздоровления и другим всегда говорил: «монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться». Подлечиваться - для того, конечно, чтобы не лежать в постели и не быть в тягость другим.
Прекрасно рисует
Но в начале шестидесятых годов старец, при всей своей слабости телесной, понуждался употреблять еще трапезную пищу с конопляным маслом. Потом, когда желудок его стал отказываться от этой пищи, стали готовить ему келейники суп, и сперва заправляли его подсолнечным маслом пополам с конопляным, и наконец уже, вследствие усилившейся болезненности его желудка с одним подсолнечным. А затем внутренности Старца в такое пришли настроение, что по временам он никакой пищи не мог принимать. При этом старец не только никогда не скорбел о своей болезненности, но напротив всегда был в веселом настроении духа и даже часто шутил. Прочитали ему однажды, как один отец семейства нянчил своего малютку, и утешая его припевал песенку: «дри-та-та, дри-та-та, вышла кошка за кота». И вот однажды обратился кто-то к болезненному старцу с участием, и сказал: «Что, батюшка, катар мучит вас?» Усмехнувшись ответил старец: «Да, брат, дри-та-та, дри-та-та». Пищи съедалось Старцем не более, как сколько может съесть трехлетний малютка. Обед его длился десять или пятнадцать минут, в продолжение которых келейники задавали ему о разных лицах вопросы и получали от него ответы.
В письмах к другим лицам старец нередко просил молиться о нем, «говорящем и не делающем», или не исполняющем тех уроков нравственности, которые преподавал другим. Вообще, он как будто не видел, или не хотел видеть своих всегдашних трудов и подвигов любви и самоотвержения и терпеливого перенесения постоянных, часто жестоких недугов, все это принимая, как заслуженное наказание за грехи свои. Нередко и в письмах к разным лицам повторял в свой адрес евангельское слово: воздастся «каждому по делам его».
Но, живя сам в смирении, без которого невозможно спасение, старец и в относившихся к нему всегда желал видеть эту необходимейшую добродетель; и к смиренным относился весьма благосклонно, как наоборот терпеть не мог горделивых; так что иных довольно ощутительно бил, кого палкой, кого кулаком, или осыпал бесчестиями. Жаловалась как старцу одна женщина, что от скорбей она чуть-чуть с ума не сошла. «Дура! — воскликнул при всех старец, ведь с ума-то сходят люди умные; а ты-то как же сойдешь с ума, когда у тебя вовсе его нет?» Другая жаловалась батюшке, что у нее украли шаль. А он с улыбкою ответил: «шаль-то взяли, а дурь-то осталась». Старец обобщал иногда понятия «дурак» и «гордый».
После смерти старца Макария в 1860 году отец Амвросий стал единственным духовником оптинской братии и паломников. Он продолжал заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание отца Макария и другие книги.
В 1862 - 1871 годах старец перенес ряд тяжелых болезней. Но и в это время он занимался духовным окормлением сотен приходящих к нему, вел широкую благотворительную деятельность. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудотворений и исцелений.
К старцу приезжали Достоевский и Толстой, Погодин и другие исзветные люди того времени.
Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Со всеми качествами своей богато одаренной души, отец Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимию. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница.
Был в скиту один послушник уже пожилых лет, с лысиной на голове - И. Ф. По случаю тяжкой болезни старца Амвросия, расстроенный пришел он в его домик в надежде, нельзя ли хоть молча получить благословение от старца. Надежда его не обманула. С тяжествью сердечною он подошел к лежавшему на койке страдальцу, поклонился по обычаю в ноги, и протянул руки, чтобы принять благословение. Преподав благословение, старец слегка ударил его по голове, шутливо проговорив едва слышным голосом: «ну ты, лысый игумен!..». «Как гора свалилась с плеч моих, сказывал после послушник, так легко-легко стало на душе». Пришедши же в свою келью, он места не находил от радости. Все ходит по келье, да твердит: «Боже мой! что же это такое? Батюшка-то, батюшка-то, сам едва дышит, а все шутит».
Рассказывал по этому случаю иеромонах Оптиной пустыни о. Платон, бывший некоторое время духовником старца Амвросия: «Как назидательна была исповедь Старца! Какое смирение и сокрушение сердечное выказывал он о грехах своих! Да и о каких грехах? О таких, которые мы и за грехи не считаем. Например, по болезненности своего желудка, следовательно по крайней необходимости, ему приходилось иногда, вопреки уставу святой Церкви, в среду или пятницу скушать кусочка два-три сельди голландской. И этот грех исповедывал старец пред Господом со слезами. Он стоял в это время на коленах пред святыми иконами, как осужденник среди страшным и неумолимым Судиею, чая милости от дающего милость, думается даже, как можно полагать, с смиренным помыслом, подастся ли милость, отпустится ли грех. Посмотрю, посмотрю на плачущего старца, прибавлял отец Платон, да и сам заплачу».
Один молодой человек, после некоторых объяснений со старцем, сказал, что хочет устроить у себя душ. Батюшка сочувствует ему. «Тебе, говорит, нужно, чтоб он мало места занимал? Что ж, это можно; вот как сделай...» Проходит несколько лет. Следует объявление, что появились новые усовершенствованные души. Оказалось, что они устроены, как задолго до того объяснил молодому человеку старец Амвросий…
В городе Дорогобуже Смоленской губернии у одной благородной вдовы была единственная дочь, за которую сваталось много женихов. Нередко бывали они лично у старца, чтобы испросить у него благословение на брак; но батюшка все говорил им: «подождите». Нашелся, наконец, жених очень хороший, который нравился и матери, и дочери; и потому мать лично опять стала просить у старца благословения выдать дочь в замужество. Но батюшка велел и этому жениху отказать, прибавив к сему: «у нее такой будет жених замечательный, что все позавидуют ее счастью. Вот, прежде мы встретим Святую Пасху. А как на этот день солнце весело играет! Воспользуемся зрением этой красоты. Да не забудь же ты, — припомни, посмотри!» Настал праздник Светлого Христова Воскресения. Невеста первая вспомнила батюшкины слова: «Мама! а помнишь, что нам батюшка Амвросий советовал посмотреть на восходящее солнышко!» Вышли. Дочь вдруг распростерла крестообразно руки, и воскликнула: «Мама! мама! Я вижу Господа, воскресшего в славе. Я умру, умру до Вознесения». Мать была этим очень поражена, и говорит: «Что ты, дитя, Господь с тобою. Не может быть этого. Ты ничем не больна, ты здорова». Слова девицы оправдались. За неделю до праздника Вознесения у нее заболели зубы, и от этой, вроде бы неопасной болезни она скончалась.
Приведем теперь рассказ о жителе Козельска Капитоне. У него был единственный сын, взрослый юноша, ловкий, красивый. Отец решился отдать его в люди и привел его к старцу, чтобы получить от него благословение на задуманное дело. Сидят оба в коридоре, и около них несколько монахов. Выходит к ним батюшка Амвросий. Капитон, получив с сыном благословение, объясняет, что хочет сына отдать в люди. Старец одобряет намерение, и советует отправляться сыну в Курск. Капитон начинает старца оспаривать: «В Курске, говорит, у нас нет знакомых; а благословите, батюшка, в Москву». Старец в шутливом тоне отвечает: «Москва бьет с носка и колотит досками; пусть едет в Курск». Но Капитон все-таки не послушал старца, и отправил сына в Москву, где тот вскоре поступил на хорошее место. У хозяина строилось в это время какое-то здание, где находился только что нанявшийся к нему юноша. Вдруг упало сверху несколько досок, которые и раздробили ему обе ноги. Тотчас же телеграммой уведомлен был об этом отец. С горькими слезами пришел он к старцу повидать о своем горе. Но горю помочь уже нельзя было. Больного сына привезли из Москвы. Он остался на весь век калекой, неспособным ни к какой работе...
Московская учительница М. П-а, урожденная Княгиня Д-ая, имела к старцу великую веру. Ее единственный сын был при смерти от брюшного тифа. Оторвавшись от него, она полетала в Оптину и умоляла батюшку помолиться о сыне. «Помолимтесь вместе», сказал ей старец, и оба стали рядом на колена. Чрез несколько дней мать вернулась к сыну, который встретил ее на ногах. В тот самый час, как старец молился за него, наступила перемена, и выздоровление пошло быстро. Опять эта госпожа, уже с выздоровевшим сыном, летом 1882 года была в Оптиной, и прожила там более, чем думала. Ее муж, находившийся в южных губерниях, беспокоился о них, и наконец назначил телеграммой день, когда за ними вышлет лошадей на станцию. М. П-а пошла проститься с батюшкой. Отец Амвросий, никогда и никого без особенной причины не задерживавший, объявил, что не благословляет ей ехать. Она стала доказывать, что не может больше жить в Оптиной; а он сказал: «Я не благословляю ехать сегодня. Завтра праздник; отстоите позднюю обедню — и тогда уедете». Она вернулась на гостиницу, где ожидавший ее сын был очень недоволен батюшкиным решением; но мать послушалась старца. На следующий день батюшка сказал: «Теперь с Богом, поезжайте». За Курском они узнали, что с поездом, который шел накануне и на котором они собирались ехать, случилась Кукуевская катастрофа, в которой погибло 42 человека и 35 были ранены.
Иногда старец Амвросий, во избежание людской славы, по примеру своего предшественника старца Льва, придерживался как бы полуюродства. Если кому что предсказывал, то нередко в шутливом тоне, так что слушатели смялись; если хотел подать помощь кому-либо в болезни, ударял, как по больному глазу мальчика, рукой, или иногда палкой по больному месту, и болезнь проходила. Пришел, например, к старцу один монах с ужасной зубной болью. Проходя мимо него, старец ударил его изо всей силы кулаком в зубы, и еще весело спросил: «Ловко?» — «Ловко, батюшка, - отвечал монах при общем смехе, - да уж больно очень». Но, выходя от старца, он ощутил, что боль его прошла, да и после уже не возвращалась… Таких примеров было множество, так что крестьянки, страдавшие головными болями, узнавши о подобных действиях старца, сами нередко подклоняли ему свои головы и говорили: «Батюшка Абросим, побей меня, — у меня голова болит»…
В 1883 году пpиехала к отцу Амвросию жена одного сельского священника и спрашивает сестер монахинь, сидевших в хибарке в ожидании его благословения: «Где тут найти мне благодетеля моего, монаха Амвросия, который спас мужа моего от смерти? Я приехала целовать его ножки». «Что такое случилось у вас? Каким образом спас? Когда? Как? - раздались вопросы со всех сторон, — пожалуйста, расскажите. Батюшка Амвросий прилег отдохнуть, не примет вас сейчас, а вы пока своим рассказом займите нас всех». «Я едва и теперь могу я опомниться от ужаса злодейского покушения, — так начала сельская матушка свое повествование. Муж мой, священник села N, готовился служить Божественную Литургию, и накануне спал в своем маленьком кабинете, а я у себя в спальне крепко заснула. Но вдруг чувствую, что кто-то меня будит. Слышу голос: «вставай скорее, а то мужа убьют». Я открыла глаза; вижу стоит монах. «Тфу, какая бредня! Бес искушает», — проговорила я; перекрестилась и отвернулась. Но не успела я заснуть, как во второй раз толкает меня кто-то, не дает мне спать и повторяет тоже слова: «Вставай, а то убьют мужа». Смотрю, — тот же монах. Я опять отвернулась, перекрестилась, и хочу опять заснуть. Но монах опять дергает меня за одеяло и говорит: «Скорей, как можно скорей беги, — вот сейчас убьют». Я вскочила с постели, побежала в зал, который отделял кабинет мужа от моей спальни, и что же вижу? Кухарка моя идет с огромным ножом в кабинет моего мужа, и уже она в дверях его. Побежала я, вырвала сзади с плеча ее огромный нож и спрашиваю: «Что это такое значит?» — «Да я хотела, отвечает, мужа твоего убить за то, что он немилосердный поп, — людей не жалеет твой батька. Я ему покаялась в грехе своем, а он наложил на меня много поклонов на каждый день; я просила его помиловать меня, убавить поклоны, так нет, не хочет. Он меня не милует, и я его не помилую». Тогда я, под видом отнести нож, распорядилась послать за урядником, и вскоре виновную отвезли в полицию. А муж мой священник, ничего не зная о случившемся, отслужил обедню, и мы затем поехали с ним к моей замужней сестре, бывшей также за священником соседнего села. Там я рассказала ей, кто спас моего мужа. Сестра повела меня в свою спальню, и я вдруг увидела на стене фотографию того монаха, который являлся мне. Спрашиваю: «Откуда это у тебя?» — «Из Оптиной». — «Какая Оптина? Что это такое? Скажи скорей, где живет этот монах, ангел Божий, посланный с неба спасать от убийства»…
Одна сестра из большой помещичьей семьи, часто бывавшая у старца, долго умоляла свою любимую сестру, у которой был очень живой и нетерпеливый характер, поехать вместе с ней в Оптину. Та, наконец, соглашается, чтобы доставить удовольствие сестре, но всю дорогу громко ворчит; а придя к старцу и сидя в приемной, чем-то возмущается: «Я не стану на колени, к чему это унижение?» Она быстро ходит по комнате из угла в угол. Отворяется дверь и совсем ее закрывает в ее углу. Все опускаются на колени. Старец подходит прямо к двери, откидывает ее и весело спрашивает: «Что это за великан тут стоит?» И затем шепотом говорит молодой девушке: «Это - Вера пришла смотреть лицемера». Знакомство сделано. Bеpa выходит замуж, вдовеет и возвращается под крылышко батюшки в Шамордино (женский монастырь рядом с Оптиной пустынью, основанный старцем Амвросием). Он часто напоминал ей, как Bеpa пришла к лицемеру, и еще другую ее мысль в первые дни их знакомства, именно: она зашла в монастырскую лавку купить портрет старца. Ей сказали, что можно купить за 20 копеек. «Боже мой, подумала она, как мало! Я бы и много рублей дала. Какой батюшка дешевый!» В тот же день, на общем благословении, старец, проходя мимо нее, ласково взглянул, погладил по голове, и тихонько промолвил: «так батюшка дешевый, дешевый»!
Одна молодая девушка с хорошим образованием случайно попала к старцу Амвросию, была им поражена, и умолила его принять ее в Шамордино. Ее мать приехала, по ее словам, вырвать из «этого ужасного монашеского миpa» свою дочь. С негодованием и упреками вошла она к батюшке. Старец предложил ей стул. Прошло нисколько минут разговора, и раздраженная мать невольно, не понимая сама, что с нею делается, встает со стула и опускается около старца на колени. Беседа длится. В скором времени к дочери-монахине присоединяется и мать-монахиня…
Один из современников старца записал такой случай. «Выйдя из ограды, я обратил внимание на какое-то особое движение в группе женщин. Любопытствуя узнать, в чем дело, я приблизился к ним. Какая-то довольно пожилая женщина, с болезненным лицом, сидя на пне, рассказывала, что она шла с больными ногами пешком из Воронежа, надеясь, что старец Амвросий исцелит ее, что, пройдя пчельник, в семи верстах от монастыря, она заблудилась, выбилась из сил, попав на занесенные снегом тропинки, и в слезах упала на сваленное бревно; но что к ней подошел какой-то старичок в подрясники и скуфейки, спросил о причине ее слез и указал ей клюкой направление пути. Она пошла в указанную сторону и, повернув за кусты, тотчас увидала монастырь. Bcе решили, что это или монастырский лесник, или кто-либо из келейников; как вдруг на крылечко вышел уже знакомый мне служка, и громко спросил: «Где тут Авдотья из Воронежа?» Bcе молчали, переглядываясь. Служка повторил свой вопрос громче, прибавив, что ее зовет батюшка. «Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа, я сама и есть!» — воскликнула только что пришедшая рассказчица с больными ногами, приподымаясь с пня. Все молча расступились, и странница, проковыляв до крылечка, скрылась в его дверях. Мне показалось странным, как успел отец Амвросий узнать так быстро об этой страннице, и откуда она пришла. Я решился дождаться ее возвращения.
Минут через пятнадцать она вышла из домика, вся в слезах, и на посыпавшиеся на нее вопросы, чуть не рыдая, отвечала, что старичок, указавший ей дорогу в лесу, был не кто иной как сам отец Амвросий или кто-либо уж очень похожий на него. В большом раздумьи вернулся я в гостиницу»…
Батюшку нельзя себе представить без участливой улыбки, от которой вдруг становилось как-то весело и тепло, без заботливого взора, который говорил, что вот-вот он сейчас для вас придумает и скажет что-нибудь очень полезное, и без того оживления во всем, — в движениях, в горящих глазах, — с которым он вас выслушивает, и по которому вы хорошо понимаете, что в эту минуту он весь вами живет, и что вы ему ближе, чем сами себе.
Раз в год старец Амвросий в летнюю пору, имел обыкновение ездить в устрояемую им Шамординскую общину на несколько дней погостить и посмотреть, что в ней есть, и чего не достает. Старец принимал в Шамординскую обитель тех, кого не брали в другие – больных, старых, увечных. В общине было более 500 сестер, приют, богадельня, больница. Год голодный, хлеб поэтому дорогой. На обители его накопился большой долг. Настоятельница слепая. Сам он в опале у начальства, обесславлен, и при том на краю гроба. Какая алмазная душа не могла бы дрогнуть при сем? Но старец оставался покоен духом.
Посещения эти, будем говорить словами самих Шамординских сестер, были для них светлым праздником. В назначенный день, с самого утра, в Шамордине все было на ногах. Кто с тщательным усердием приготовлял келью для дорогого гостя, кто хлопотал в церкви, чтобы с подобающею честью встретить своего ненаглядного батюшку; а кто просто ходил в волнении и радостном ожидании. Наконец служили молебен, и все сестры, с настоятельницею во главе, располагались у крыльца настоятельского корпуса. Вот из-за опушки леса покажется знакомая карета, и у всех радостно забьются сердца. Лошади быстро несутся, и останавливаются у подъезда. В окно кареты показывается седенькая бородка старца. И батюшка с отеческой улыбкой весело раскланивается на обе стороны. — «Батюшка дорогой! Сокровище наше, ангел наш!» - слышатся со всех сторон восторженные приветствия обрадованных сестер. Батюшка выходит из кареты и спешит в приготовленную для него келью, чтобы переодеться и отдохнуть; между тем сестры тотчас же бросаются в карету вынимать батюшкины вещи, Всем хочется захватить какую-нибудь из этих «драгоценностей». А если которой из них это не удастся, она хватается за какой-нибудь конец шарфа или рукав запасного подрясника, и вполне остается счастлива тем, что и ей пришлось что-нибудь понести.
При постоянном вокруг Старца множестве разного народа, не обходилось и без забавных случаев. Прижала к нему одна очень богатая помещица с трехлетней дочкой. Пока мать говорила со Старцем, умненькая девочка, предоставленная себе, осмотрела батюшкин покойник, побывала во всех его углах, и наконец, наскучив своим одиночеством, стала среди кельи, сложила на груди ручки, и жалостливо глядя на Старца, повела такую речь: «Бедный старичок! Такой он старенький, все на постельке лежит, комнатка у него маленькая, игрушек у него нет, ножки у него болят, бегать не может; у меня игрушки есть; хочешь, старичок, я зайчиков привезу поиграть тебе?» На эту наивную детскую речь последовал и сообразный ответ Старца: «Привези, привези, девочка, сказал он, вот какая ты хорошая; спасибо тебе, что старика пожалела»...
За несколько месяцев до кончины батюшки один петербургский художник, который иногда обращался к нему за денежной помощью, прислал Казанскую икону Божией Матери, копию с чудотворного образа, и при ней имена своей семьи, прося батюшку помолиться за них. Батюшка велел положить записку в киот за икону и сказал: «Царица небесная сама будет молиться за них». Эту икону после несли перед гробом Батюшки.
Один бедный семейный человек, которому батюшка много раз помогал, пред последней его болезнью письменно обратился к старцу с просьбой помочь ему купить теплую одежду. Батюшка послал ему, сколько нужно было, и при этом продиктовал несколько слов, прибавив в конце: «Помни, что это тебе последняя от меня помощь».
«В келлию к батюшке, - пишет в своих записках Госпожа**, - я попала за 20 минут до его кончины. Знать, это случилось по воле Божией. Меня пропустила одна раба Божия. Старец все так же лежал, как и ночью. Дыхание становилось реже. Когда я вошла, на коленах подле него стоял о. Исаия. О. Феодор (по прочтении в последний раз в 11 часов дня канона Божией Матери на исход души) осенял старца крестом. Остальные, присутствовавшие тут монахини стояли кругом. Я поместилась в ногах». Как только кончили отходную, старец начал кончаться. Лицо стало покрываться мертвенной бледностью. Дыхание становилось все короче и короче. Наконец он сильно потянул в себя воздух. Минуты через две это повторилось. Затем, по замечанию Госпожи **, «Батюшка поднял правую ручку, сложив ее для крестного знамения, донес ее до лба, потом на грудь, на правое плечо, и донеся до левого, сильно стукнул об левое плечико, видно потому, что это ему стоило страшного усилия; и дыхание прекратилось. Потом он еще вздохнул в третий и последний раз»...
Долго еще стояли окружавшие одр мирно почившего старца, боясь нарушить торжественную минуту разлучения праведной души с телом. Все находились как бы в оцепенении, не веря себе, и не понимая, что это - сон или правда. Светел и покоен был его старческий лик. Неземная улыбка озаряла его. «Мы тихо подошли, - замечает Госпожа **, - и поцеловали открытые еще теплые ножки старца. Затем нас вывели".
Едва только все опомнились, как поднялся страшный вопль и рыдание. Услышав это смятение, находившиеся в соседних комнатах догадались, в чем дело; поняли, что то, о чем они боялись даже подумать, совершилось. Весть о кончине старца с быстротою молнии облетела весь монастырь, и раздирающе душу крики Шамординских насельниц слились в один какой-то один ужасающий стон беспомощности и безнадежия…
Со всех сторон начинали теперь прибывать в общину посетители. Во всех поездах, ехавших в этот и следующие дни, по Курской, Рязанской и другим дорогам то и дело слышались разговоры о кончине старца Амвросия. Многие ехали именно на похороны. Почтовая станция в Калуге осаждалась просьбами о лошадях. Вместе с тем по всем дорогам шли пешеходы, так что к этому времени скопилось в Шамордине до восьми тысяч народу.
Тысячи народа на протяжении более версты, шли и ехали за гробом. Шествиe было медленное. Часто, не смотря на дождь и холод, останавливались для совершения заупокойных литий. Впрочем, к концу шествия, по случаю проливного дождя, литии служились уже на ходу без остановок. Когда подходили к лежащим на пути селам, перенесение останков старца сопровождалось погребальным колокольным перезвоном. Священники в облачениях, с хоругвями и иконами, выходили на встречу из церквей. Выступали поселяне, молились, многие из них целовали гроб покойного, и затем присоединялись к сопровождавшим его. Таким образом, по мере приближения к Оптиной пустыни, толпа все росла и росла. Гроб почившего старца бессменно, от Шамординской общины и до самой Оптиной пустыни, сопровождал в облачении один иеромонах Иларий, который во все время шествия служил и литии. Замечательно, что горевшие свечи, с которыми несли тело покойного старца, во все продолжение пути, не смотря на сильный дождь и ветер, не угасали.
Наступал вечер, и уже несколько темнело, когда гроб старца проносили чрез последнюю деревню Стенино, находящуюся в версте от Оптиной. Уныло гудел большой семисот-пудовый Оптинский колокол, редкими мерными ударами потрясая воздух и далеко разнося печальную весть о приближении почившего. Тут вышло ему на встречу все духовенство города Козельска и граждане, присоединившись к многочисленной толпе народа. Шествие еще было далеко. Как черная туча, двигалось оно к обители. Высоко над головами сопровождавших, сквозь вечерний полумрак, виднелся черный гроб, таинственно освещаемый ярким пламенем горевших свечей. Колеблясь от шествия несших его, он точно плыл по воздуху. Поистине, это трогательное печально-торжественное перенесете тела почившего Старца, по замечанию многих, скоре походило на перенесение мощей, и производило на всех присутствовавших умилительно-благодатное впечатлние…
«А как батюшка уже умер, видела я, что стоит его гроб. И вот спустились четыре ангела в белых ризах, — такие блестящие на них ризы, — а в руках у них свечи и кадило. И спросила я: "почему это они, такие светлые, спустились ко гробу Батюшки?". Они мне ответили: "это за то, что он был такой чистый". Потом спускались еще четыре ангела в красных ризах, и ризы их были еще красивее прежних. И я опять спросила, а они ответили: "это за то, что он был такой милостивый, — так много любил". — И еще спустились четыре ангела в голубых ризах невыразимой красоты. И. я спросила: "почему они спустились ко гробу". И мне ответили: "это за то, что он так много пострадал в жизни, и так терпеливо нес свои кресты".»
Подготовлено на основе книги современника и собрата преподобного Амвросия - схирхимандрит Агапита «Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».
|
Назад к списку