Моршанское благочиние Мичуринской епархии - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

История храма

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО СВЯТО – ТРОИЦКОМУ СОБОРУ ГОРОДА МОРШАНСКА.

Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память земной жизни Спасителя, Божией Матери, события или угодника Божия. 350 лет стоит на земле моршанской величественный храм во имя Пресвятой Троицы Свято-Троицкий собор. Его история началась 5 декабря 1830 года, когда был утвержден проект строительства храма императором Николаем I, который сделал приписку «Выше Исакия не строить». Автор проекта Моршанского Свято-Троицкого собора неизвестен до сих пор, но подобный храм стоит в Петербурге - это Преображенский собор. Ранее, 13 августа 1826 года, Епископ Тамбовский и Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма. В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда. К 9 апреля 1836 года было собрано 296 тысяч 127 рублей 75 копеек, а 10 июня того же года с благословения Преосвященнейшего Арсения приступили к постройке храма во имя святой Единосущной Животворящей Троицы. Это был крестово-купольный собор, основой которого служил массивный куб, оформленный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами. Сначала постройка храма шла под усмотрением особо на то утвержденного комитета, а потом под наблюдением выбираемых из граждан попечителей под непосредственным надзором местного протоиерея А. Я. Воскресенского и губернского архитектора Шубина. Здание воздвигалось быстро. За короткий период было уложено 7200000 штук кирпича и 11934 штук белого камня плитами, а между тем, надо отметить, собор не возвышался и на половину высоты, предусмотренной по проекту. Громадность здания, не доведенного и до половины, поражала всех. Так было до 1841 года. Однако собранные на строительство храма средства истощились, а новых поступлений не было. Работы на соборе прекратились. В 1842 году на постройке храма было занято всего 45 человек. В следующем году утверждается новый добровольный сбор - торговая пошлина: с хлеба, сала и гречихи. Но, к сожалению, средства поступали очень медленно. После 1841 года работы на соборе растянулись на целых 15 лет. В процессе стройки возникало немало проблем, но самой существенной, пожалуй, стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяжестью массивного барабана они стали проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка крестьянина Степана Люлина. Он предложил единственно верное техническое решение. Оно заключалось в следующем... По совету С. Люлина столбы и своды храма были закреплены метал-лической обвязкой. Конструкция удалась на славу. Приостановленные на соборе работы продолжились. Наконец, когда строительство храма было близко к завершению, начались отделочные работы и устройство собора изнутри. После штукатурки стен и покраски деревянных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским мастерам. 24 ноября 1857 года храм был отстроен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шацким Макарием. Средний - главный престол Собора был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Троицы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освящение состоялось на следующий день, т. е. 25 ноября. Днем позже - 26 ноября, был освящен левый придел храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освещение создавало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52-мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были устроены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белыми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харьковской метлахской плиткой. Храм был теплый - отопление было калориферное из подвала, где находились три печи (амосовских), построенные усердием бывшего старосты и председателя попечительного комитета Емельяна Захаровича Платицына. Солея пред ико-ностасом возвышена на 1 аршин 1 четверть с выдающимся амвоном, клиросы помещаются на солее. Они окружены чугунными бронзированными балюстрадами. Есть клиросы и отдельно от солеи около передних сторон задних столбов, поддерживающих свод собора. Внутренние стены всего храма, кроме алтаря внизу по окна и вверху между 1-м и 2-м карнизами отделаны под синий мрамор, а средняя часть - под белый, усердием бывшего старосты церковного Николая Афанасьевича Юсова. В куполах и алтаре до 1879 г. стены были выбелены, а в следующем году расписаны священными изображениями (масляными красками) и картинами под руководством Московского художника Потапова, за счет церковного попечительства, а частично - на средства церкви. Иконостас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Косьмича Платицына. В приделах правом - Казанском - почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым, левом -Александро-Невском - почетным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым. На собственные их средства. В главной части главного алтаря была помещена громадная икона «Снятие со креста» с деревянной золоченой и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позлащенный. Иконы Московской художественной живописи. Рамы на иконах - резные, золоченые, московской работы. Царские врата столярной работы с прозрачною резьбой, вверху полукруглые, рамы вызолочены на мордан, а резьба на полимент. Особенно замечательные иконы, которые находились раньше в соборе: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная соборным прихожанином, мещанином Василием Быковым; «Иверской Божьей Матери в серебро - позлащенной ризе, написанная на Афонской горе, а доставлена моршанским купцом Николаем Гасановичем Синевым; «Казанской Божьей Матери». Жертвована эта икона строителем иконостаса, почетным гражданином Гавриилом Ивановичем Котельниковым; «Святителя Николая Чудотворца» в серебряной, позлащенной ризе. Жертвована была бывшим старостою собора Николаем Афанасьевичем Юсовым. Особо следует рассказать о Святом кресте Троицкого собора, кoторый был поистине уникален. В Святом кресте находился огромный мощевик. В нем были собраны 83 частицы Святых мощей. Огромную силу представляют мощи святого Пророка Даниила, святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки, свя¬того Иакова брата Господня, святого Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Варнавы, Анисима, Карпа, святого царя Константина, святого князя Александра Невского, святых святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других. 8 августа 1916 года собор посетил государь-император Николай Александрович, его брат, великий князь Михаил Александрович, князь А.С.Долгоруков и многочисленная свита. По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и добавил: "Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудесный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург". А два дня спустя в Свято-Троицком соборе горожане встречали его дядю - главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда после службы настоятель подошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: "Чуден собор ваш!". Позднее в Свято-Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещения государя-императора Николая П. В 1917 г. проводился в соборе последний капитальный ремонт. В 1920 г. собору было суждено быть кафедральным и первым Епископом Моршанской кафедры был Иоанн Моршанский. Богослужение в соборе продолжалось регулярно до 1931 г. С 1931 года богослужения совершались только по праздникам. В 193 7 году собор был закрыт под нажимом власти. В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» подвергает храм разрушению и осквернению. Были уничтожены или проданы бесследно бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и книг спас Моршанский краеведческий музей. Предполагалось закончить полный снос в 1940 г. В 1940 г. собору нашли новое применение: в храме и его подвалах были размещены склады. 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была опубликована статья доктора архитектуры В. И. Пилявского о необходимости сохранения этого редкого храма. В 1971 г. в Тамбовский облисполком поступила просьба выделить средства на восстановление собора. Реставрация храма началась городским отделом культуры в 1978 году. Троицкий собор частично восстановили. Работы велись реставрационным участком под руководством Л. Н. Фролова. Пожар 1987 года уничтожил плоды десятой по счету реставрации собора. После пожара реставрационные работы в Свято-Троицком соборе продолжались отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 года. 21 февраля 1990 года Тамбовским областным Советом народных депутатов было принято решение: «О передаче религиозной общине Русской Православной церкви г. Моршанска здания Троицкого собора, памятника истории и культуры республиканского значения». 15 апреля 1990 года был заключен договор: «О передаче в пользование православной общины г. Моршанска, здания Троицкого собора, являющегося памятником архитектуы XIX века». 16 мая 1990 года принято решение Моршанского городского Совета народных депутатов: «О передаче здания Троицкого собора на баланс православной общины с баланса отдела культуры горисполкома». В 1995 году архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению, было направлено прошение от православных верующих Троицкого собора с просьбой на утверждение и благословение религиозной Общины Русской Православной церкви. Регулярные богослужения возобновились 7 апреля 1996 года. 9 августа 1998 года в Свято – Троицком соборе города Моршанска Божественную литургию совершал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай, архиепископ Ульяновский Прокл, архиепископ Владимирский Евгений, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений. Его Святейшество Алексий II подарил Свято-Троицкому собору икону Святителя Питирима - первого епископа земли Тамбовской, с частицей его мощей.


Назад к списку