Моршанское благочиние Мичуринской епархии - Страстная седмица: последние дни земной жизни Спасителя. Часть 2.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Страстная седмица: последние дни земной жизни Спасителя. Часть 2.

09 Апрель 2015

 

В Великий Четверг вспоминается знаменательнейшее событие  – установление Таинства Причащения. Иисус Христос послал Своих учеников Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую хотел заменить новой Пасхой – Самим Телом и Кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную готовую горницу и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, восстав от вечери, умыл ноги Своим ученикам. По умовении ног Иисус Христос совершил пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое Таинство Евхаристии.

По традиции верующие в этот день причащаются Святых Христовых Таин.

На вечери Господь предрек ученикам, что один из них предаст Его, разрешил спор о первенстве, а затем предсказал апостолам общее искушение, а Петру – троекратное отречение.

Также в Великий Четверг вспоминаются события, происходившие в Гефсиманском саду. Господь был там со Своими учениками, оставив которых молился, чувствуя предстоящую чашу страданий и совершенно предаваясь воле Отца.

 

Около полуночи в сад приходит предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. И Господь, имевший во власти своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает самого Себя в руки грешников.

Совершая в Великую Пятницу «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот день все моменты священных моментов спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова с креста – вечерней.

В Великую Пятницу литургии не бывает – потому что в этот день Сам Господь принес себя в жертву, - а совершаются Царские часы.

На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленном столе. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и целуют раны изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На утрени Великой Пятницы Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 евангельских чтений, называемых Страстными Евангелиями.

 

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом, и при каждом чтении предстоящие зажигают свечи: это указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время Его уничижения, среди поругания, страданий и смерти, и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

Спаситель на Кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, исповедует Его невинность и Божество. Наконец для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещающие об искупительных страданиях и смерти Христа, изумлявшие распинателей. В Иерусалимском храме завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью Мессии настал конец древней скинии и всем открылся путь в самое святилище (Евр.9, 8).

В Великую Субботу Православная Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

 

На утрени Великой Субботы (в пятницу вечером) Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии в Великую Субботу бывает благословение хлебов и вина, а затем происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь царскими вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) так писал о важности посещения богослужений в дни Страстной седмицы: «Что бы вы не переживали, как бы мало вы -мы -не переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда. когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о то, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той Великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение Страстных дней».



назад к списку новостей